Стандартизация, как основа безопасности продукции
Стандартизация, метрология и сертификация продукции и услуг являются инструментами обеспечения безопасности и важным аспектом многогранной коммерческой деятельности. За рубежом уже в начале 80-х годов пришли к выводу, что успех бизнеса определяется, прежде всего, качеством продукции и услуг. В результате анкетирования работников двухсот крупных фирм США 80% опрошенных ответили, что качество является основным фактором реализации товара по выгодной цене ( Лившиц И.М.,2004).Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Достаточно вспомнить как в разбитых во второй мировой войне Германии и Японии умелое применение методов стандартизации и метрологии позволило обеспечить высокую конкурентность их продукции и тем самым дать старт обновлению экономики этих стран.
В настоящее время изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки своей продукции и выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандартизация является частью современной предпринимательской стратегии. Напомним, что стандарт это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации выполненных работ или оказания услуг.
С развитием человеческого общества непрерывно совершенствовались трудовая деятельность людей, орудия труда и методы производства. В древнем мире уже существовала единая система мер строительных деталей, водопроводных труб и т.д. Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены для измерения размеров пушечных ядер стандартные калибры – кружала. Петр 1, стремясь к развитию торговли с другими странами, ввел технические условия к качеству отечественных товаров, организовал правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске. Началом развития стандартизации в нашей стране можно считать введение метрической системы мер и весов, которая была узаконена в 1925 году Постановлением Комитета по стандартизации при Совете Труда и обороны СССР. В 1940 году впервые вводится категория – ГОСТ. В 1993 году принят закон РФ «О стандартизации», который определил меры государственной защиты интересов Потребителей посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.
В декабре 2002 года был принят Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который ввел понятие «технического регламента», порядок его разработки, применения и определил структуру государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов. Об актуальности принятия данного закона говорит следующий факт: в начале 2003 года в Нью-Йорке была отозвана из торговых точек партия российского молока «Можайское» и «Милая Мила», так как в продуктах был обнаружен сульфонамид – вещество, способное вызвать у человека аллергическую реакцию (Лившиц И.М., 2004). Причина – в различии требований национальных стандартов. Хотя российские ГОСТы на пищевые продукты жестче, чем в Америке, но тест на сульфонамид ими не предусмотрен. Приведенный пример иллюстрирует естественный технический барьер, сдерживающий развитие международных экономических отношений.
Главными элементами технического регулирования должны стать:
-установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции, работам и услугам;
-установление и применение на добровольной основе требований к продукции и процессам жизненного цикла продукции;
-правовое регулирование в области соответствия.
Согласно Федеральному закону, технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции и процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки и реализации данного вида продукции, а также правила идентификации объекта технического регулирования и минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность продукции и процессов ее производства и реализации. Законом предусмотрено два вида регламентов: общие и специальные. Первые разрабатываются по вопросам пожарной, биологической, экологической и радиационной безопасности. Требования специальных регламентов учитывают технологические и иные особенности отдельных видов продукции и процессов ее производства, хранения и эксплуатации.
Закон указывает, что основной правовой формой принятия регламента является федеральный закон. Авторы разделяют мнение ряда специалистов (Горячев А.В.,2003; Пугачев С.В., 2003; Рубцов А.В. и др., 2003 ; Трейер В.В., 2003).о том, что возведение технического регламента в ранг федерального закона необоснованно, так как это резко увеличит время рассмотрения и принятия его Государственной Думой РФ. Было бы целесообразно, чтобы регламент вводился в действие решением Правительства РФ, а выпуск экспериментальных партий новой продукции – решением местных органов власти при непосредственном участии органов стандартизации, что значительно сократит сроки введения их в действие при достаточно высоком качестве.